Пейзажный парк

13-09-2018, 10:15
Пейзажный парк


Английские истоки


Разными гранями эстетики классицизма в садово-парковом искусстве являются английский и французский парки. Полное контролирование природы человеком подчеркивали прямолинейные дорожки и фигурные формы тщательно подстриженных кустарников парка версальского образца. Садом английского типа утверждалась наивысшая ценность искусства, идентичного с природой.


Первыми специалистами английского сада являлись садовод Чарльз Бриджмен и палладианец Уильям Кент, которые вдохновлялись пейзажами Лоррена и Пуссена, идеализировавшими природную гармонию в своих произведениях. Скверы в Стоурхеде и Кларемонте разнообразные, но ненавязчивые своей красотой, появились как результат увлечения пейзажами Лоррена. Благодаря трудам Кента, был постепенно освобожден от геометрических форм английский парк Стоу в Бакингемшире, он стал естественным продолжением имеющегося природного пейзажа. Воплощением идеи преклонения перед красотой природных пейзажей стала система пейзажных парков. Их создатели старались постичь и воспроизвести природные красоту и гармонию.


Довольно большое место предоставлялось для элемента сюрприза и непредсказуемости мастерами английского паркового искусства. Каждый поворот аллеи английского парка таил в себе живописные неожиданности пейзажа в виде мостиков или садовых павильонов, архитектура которых была навеяна набросками Палладио, а также его учеников и последователей. Иногда в пейзажные экстерьеры были вкраплены восточная экзотика в садах Кью - шинуазри Уильяма Чемберса или же впервые примененные Г.Уолполом в Стропберри-хилле готические мотивы, которые сопровождали скамьи из бетона, дарующие временный отдых во время прогулок.


Во второй половине 18-го столетия наиболее ярые продолжатели школы английского парка Хамфри Рептон и Ланселот Браун облагородили тысячи гектаров британских угодий, приведя их в общую природную гармонию. Браун придерживался упрощенной структуры, полностью исключая геометрические линии в аллеях и партерах. В его творениях зрительно расширялись пределы парка за счет полянок и лужаек, открывавших удивительнейшие перспективы. В таких садах множество искусственных каналов замаскировано в виде заросших тростником речушек. Сады, оформленные Рептоном, густо засажены различной плотности группами деревьев и кустов. Здесь же могли быть использованы в настоящее время бетонные урны, в Ростове-на-Дону заказанные для поддержания чистоты окружающей среды.


Континентальные


Регулярный парк постепенно вышел из моды вместе с архитектурой барокко и рококо во второй половине 18-го века. Одним из первых свой сад в Эрменонвилле перестроил по английскому образцу мыслитель Жан-Жак Руссо, более других способствовавший распространению культа естественности природы. Всеобщее признание и распространение английский сад получил при Людовике XVI, а его супругой Марией-Антуанеттой в Версале была устроен огород с фермой, в которой использовался драгоценный севрский фарфор, стилизованный под крестьянскую посуду.


Первые образцы английского дизайна, получившего самое большое признание в Германии, были устроены в "парковом королевстве", выраженном фантазийными темами Кларемонта, Стоу и Стоурхеда, располагавшемся недалеко от Дессау. Сейчас этот парк, а также и имеющий ещё большую протяженность парк князя Пюклера в Бад-Мускау, считаются памятниками Всемирного наследия. Английский парк в Мюнхене, парк Браниц в Пруссии, Уяздовский и Лазенковский парки в Варшаве, Павловский и Екатерининский парки под Петербургом, садик Монрепо в Выборге - все они являются характерными примерами пейзажного искусства Центральной и Восточной Европы. В них могли бы прекрасно ужиться и вазоны бетонные, в Краснодаре выпускаемые, и имеющие достойные характеристики.

скачать dle 12.1

Метки к статье: